Екатеринбург

СТАТИСТИКА

О работе крупных и средних промышленных организаций города Екатеринбурга в первом квартале 2008 года

О работе крупных и средних промышленных организаций города Екатеринбурга в первом квартале 2008 года

В январе-марте 2008 года крупными и средними организациями обрабатывающих производств по Екатеринбургу:
— отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 28,7 миллиарда рублей, рост 9,7% к соответствующему периоду прошлого года;
— оборот увеличился по сравнению с январем-мартом 2007 года на 4,3% и составил 31,2 миллиарда рублей.
Среднесписочная численность работающих крупных и средних организаций обрабатывающих производств Екатеринбурга за январь-февраль 2008 года составила 87,9 тысяч человек (101,8% к соответствующему периоду прошлого года).
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника крупных и средних организаций обрабатывающих производств по городу за январь-февраль 2008 года составила 18 тысяч 850 рублей (рост к соответствующему периоду прошлого года 29,2%).
По данным, представленным в органы государственной статистики, просроченная задолженность по заработной плате в крупных и средних организациях добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды по состоянию на 1 апреля 2008 года отсутствует.
На 1 марта 2008 года крупными и средними организациями добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды получено прибыли на сумму 3 миллиарда 214,3 миллиона рублей, рост 21,8% к соответствующему периоду прошлого года.
Состояние расчетов. По данным Екатеринбургского межрайонного отдела государственной статистики по состоянию на 1 марта 2008 года:
— дебиторская задолженность крупных и средних организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды по городу составила 43,5 миллиарда рублей;
— кредиторская задолженность крупных и средних организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды составила 40,2 миллиарда рублей.

Источник: Официальный портал Екатеринбурга

 

 

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Введение

Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, ядром мощного исторически сложившегося индустриального региона.

 В конце XX – начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технологический, финансовый, политический, культурный и организационный центр.

Екатеринбург все больше приобретает черты мирового города в связи с концентрацией в нем дипломатических миссий, офисов транснациональных корпораций, представительств иностранных фирм, международных культурных организаций, информационных сетей и транспортных коммуникаций.

Роль города значительно усилилась в связи с приобретением им статуса центра федерального округа.

В связи с переходом экономики страны на рыночную модель хозяйствования в Екатеринбурге наметилась тенденция трансформации экономической структуры города, связанная с развитием технологических инноваций и динамичных рыночных регуляторов.

Происходит активный процесс формирования собственно городских интересов, консолидации выражающей и отстаивающей их городской элиты, что повышает субъектность и относительную автономность (самостоятельность) Екатеринбурга, а также позволяет сформировать его индивидуальный образ.

Конституционно закрепленная концепция местного самоуправления резко повысила ответственность городских властей за развитие своего города, за безусловное гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.п.

На основе объединения усилий всех жителей города, местных, областных и федеральных властей в городе создаются благоприятные предпосылки для развития полноценного местного самоуправления, улучшения среды жизнедеятельности и производства, повышения качества жизни горожан.

Вместе с тем, все более ощущается потребность создания нового типа инфраструктур, для ускорения процессов реструктуризации и модернизации мощного промышленного потенциала, работавшего в предшествующие годы на общегосударственные потребности.

В изменяющихся геополитических и социально-экономических условиях Екатеринбургу предстоит не только сохранить и подтвердить достигнутый уровень своего социально-экономического развития, но и определить свою новую роль и значение в XXI веке, выйти на новые рубежи своего развития, занять достойное место в региональном, национальном и международном разделении труда. Екатеринбург активно ищет, формирует и утверждает свое новое место в изменяющейся России, в динамичном глобальном мире.

Органы местного самоуправления, научная общественность и значительная часть горожан приходят к пониманию того, что необходимо осуществлять, наряду с оперативным, стратегическое управление и планирование.

В связи с этим существенно актуализируется необходимость определения вероятных перспектив эволюции города, выбора долгосрочной стратегии развития Екатеринбурга.

Разработка Стратегического плана развития Екатеринбурга к настоящему времени прошла три этапа.

На первом этапе исследований, который осуществлялся в соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от 28.06.2000 г. № 674 «О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге», была проведена организационная работа, направленная на создание тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп).

Этими группами был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в городах (в частности, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Кирова, а также Бирмингема, Мюнхена, Лиона и др.), проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, определены основные научные методы разработки стратегического плана, предложены варианты целей, задач и основных направлений в стратегии развития города на период до 2015 г.

Для обсуждения результатов первого этапа были проведены Межрегиональный научно-практический семинар «Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации» (Екатеринбург, 6-7 апреля 2000 г.) и Международная научно-практическая конференция «Российские города на пороге XX в.: теория и практика стратегического управления» (Екатеринбург, 31 октября – 1 ноября 2002 г.).

На втором этапе был определен методический подход к стратегическому планированию, проведены аналитические работы по выявлению «сильных» и «слабых» сторон   развития города, предложены главная цель и основные стратегические направления. Научные творческие коллективы и Координационный Совет в течение 2001 г. собирали, анализировали и обобщали материалы, необходимые для составления стратегического плана развития Екатеринбурга на ближайшие 10 лет по важнейшим направлениям  развития города. В ходе исследования были определены 8 приоритетных направлений, охватывающих социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, а на их основе предложены 27 программ, которые должны реализовываться через систему конкретных проектов. Разработка направлений стратегического плана и формирование их содержания проходило при сотрудничестве с британским проектом «RACE».

Итогом второго этапа явилось проведение второй научно-практической конференции «Стратегия развития города Екатеринбурга» (22 декабря 2001 г.).

Вместе с тем, на данном этапе не были решены теоретико-методологические вопросы определения единого подхода к выработке целей, миссии и задач развития города, не были сопряжены усилия органов местного самоуправления, ученых, представителей бизнеса и общественности в разработке Стратегического плана развития Екатеринбурга.

Третий этап, начало которого связано с Постановлением Главы города от 13.03.2002 г. № 250 «Об утверждении календарного плана мероприятий по разработке Стратегического плана развития города на 2002 г.», заключался в обеспечении единства, теоретического, методологического, методического и организационного формирования стратегии развития Екатеринбурга.

Был создан новый авторский коллектив, включающий ученых-специалистов практически во всех областях знаний о человеке и его деятельности, профессионалов из Администрации и городской Думы, предпринимателей и общественности (всего около 200 человек).

Итогом работы явился целостный комплекс материалов по стратегии развития города, интегрирующий  главные цели, миссию, задачи будущего развития, внутренние ресурсы, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов.

Для оценки материалов общей концепции развития города, 8-ми направлений и 27-ми программ Стратегического плана были созданы четыре экспертных совета: «Администрация» (руководитель – В.Н. Смирнов, Первый заместитель Главы города); «Наука» (руководитель – Е.Г. Анимица, д.г.н., проф., зав. кафедрой УрГЭУ); «Бизнес» (руководитель – Н.В. Клейн, председатель Союза оборонных предприятий, Генеральный директор АО «ЗИК»); «Общественность» (руководитель – Д.А. Волков, председатель Комиссии по бюджету и экономической политике Екатеринбургской городской Думы).

Научное сопровождение Стратегического плана обеспечивали Е.Г. Анимица, д.г.н., профессор, В.С. Бочко, к.э.н., профессор.

Руководителями и координаторами работы по подготовке стратегических направлений и программ развития города были определены высококомпетентные специалисты:

«Сохранение и развитие человеческого потенциала»  -  М.Н. Матвеев, зам. Главы города; В.А. Федоров, д.т.н., проректор УГППУ; С.В. Нудельман, директор Института косметологии и пластической хирургии; А.В. Бура, депутат Екатеринбургской городской Думы и Е.А. Москвина, депутат Екатеринбургской городской Думы, председатель Комиссии по социальной политике Екатеринбургской городской Думы).

«Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов»   -  С.В. Клименко, зам. Главы города; Н.Ю. Власова, д.э.н., доц. УрГЭУ; Н.И. Тимофеев, Генеральный директор завода «ОЦМ»; Д.А. Волков,, депутат Екатеринбургской городской Думы, председатель Комиссии по бюджету и экономической политике Екатеринбургской городской Думы.

«Развитие среды проживания горожан»   -  В.Д. Кулик, зам. Главы города; Ш.Ш. Шаманаев, к.х.н.,  директор УНИИ коммунального хозяйства им Панфилова; О.Я. Гуляев, зам. директора Свердловских городских электросетей; А.Н. Сизов, депутат Екатеринбургской городской Думы.

«Развитие рынка товаров и услуг»   -  — В.В. Контеев, зам. Главы города; Т.И. Николаева, д.э.н., проф., зав. кафедрой УрГЭУ; Габдуллина Р.А., директор Центра Международной торговли, к.э.н.; А.В. Никифоров, Генеральный директор АО «Таганский ряд»; Г.Н. Крохин, общ. центр потребительских обществ.

«Развитие транспорта, складского хозяйства и связи»   -  А.З. Ляшенко, зам. Главы города; О.Н. Дунаев, д.э.н., проф., зам. председателя Экономического комитета по программам развития Уральского региона; Н.Н. Кретов, Генеральный директор холдинговой компании»Лидер»; А.З. Клименко, депутат Екатеринбургской городской Думы.

«Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры»   -  А.З. Ляшенко, зам. Главы города; Я.Я.Яндыганов, д.г.н., проф, зав. кафедрой УрГЭУ; И.А. Зятев,, Генеральный директор фирмы «Итал»; Л.А. Викулова, зам. председателя Комиссии по социальной политике Екатеринбургской городской Думы.

«Развитие гражданского общества и местного самоуправления»   -  В.Г. Тунгусов, зам. Главы города; Е.Н. Заборова, д.с.н., проф., зав. кафедрой УрГЭУ; Т.Л. Колесникова, зам. главного редактора Медиахолдинга «Уральский рабочий»; Ю.В. Брусницина, председатель Комиссии по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ Екатеринбургской городской Думы.

«Генеральный план города»   -  В.В. Попов, зам. Главы города; А.А. Стариков, к.арх., ректор УрГАХА; С.Д. Хорошилов, директор ООО «Инграс»; В.П. Букин, с.н.с., доц. ИЭ УрО РАН.

В разработке стратегического плана принимали непосредственное участие такие известные ученые, как д.э.н., проф. О.А. Романова, д.э.н., проф. А.П. Дубнов, д.ф.н., проф. А.В. Меренков, д.ф.н. А.Ф. Суховей, д.п.н., проф. И.М. Модель, к.э.н., доц. Е.М. Кочкина, к.э.н., доц. Е.Б. Дворядкина, к.э.н., к.т.н. И.Н. Сосунова, а также практически весь коллектив Комитета по экономике Администрации города во главе с его председателем -  к.э.н. А.Г. Высокинским.

Общее руководство организацией и разработкой Стратегического плана развития Екатеринбурга осуществлялось Главой города А.М. Чернецким и председателем  городской Думы Я.П. Силиным.

Активное участие в разработке методологии стратегии развития города принимала  Е. Денежкина, руководитель проекта RACE (Бирмингемский университет).

Проект Стратегического плана утверждён Екатеринбургской городской Думой. 

Концептуальные основы Стратегического плана развития города

Представленный стратегией план развития города в качестве составных и логически связанных элементов включает в себя определение миссии, главной цели, системы подцелей, задач и основных принципов стратегического развития, представляющих собой сердцевину настоящего плана.

Миссия города

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, или иначе кредо, стратегического статуса (типа) будущего развития поселения.

В работе авторы рассматривают миссию как две взаимосвязанные стороны единого целого: во-первых, с учетом внешней среды, т.е. места его в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, с учетом внутренней среды города, которая определяет специфику городского поселения, его характеристики, связанные с обеспечением достойной жизни горожан.

Выдвижение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые в общем задают определенные границы для траектории (вектора) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность стратегического плана.

Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как растянутый во времени сложный результирующий процесс, включающий все стороны функционирования и развития города.

Исходя из названной принципиальной позиции, миссия Екатеринбурга в обозримой перспективе видится, как:

трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей.

Миссия города позволяет оценить его конкурентные возможности и конкурентные преимущества в разделении труда разного уровня, показывает, чем город может и должен быть полезным всем группам его жителей, помогает распределить ресурсы и принимать стратегически выверенные управленческие решения.

 Девизом стратегического развития города Екатеринбурга может быть: «Качество жизни, инновации, сервис, партнерство».

Определение миссии города послужило необходимым условием для корректного формулирования главной цели развития города.

Главная цель и подцели

В соответствии с миссией города, необходимостью реализации основной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан – главная цель стратегии города Екатеринбурга – обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан.

Качество жизни определяется и оценивается совокупностью более 100 показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечение гражданских прав и наилучших условий жизни, учете интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания.

Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.

Достижение главной цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них:

-        формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.;

-        развитие эффективного инновационного производства, сферы услуг, обеспечивающих интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и пр.;

-        создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города (совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.);

-        улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания;

-        формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления (партнерство в экономической, социальной и культурной сферах, выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и т.п.).

Главная цель и подцели стратегии развития города корреспондируются с основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок, а также «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.).

Целевые установки реализуются посредствам стратегических программ, определяющих направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий, охватывающих все сферы жизнедеятельности города и имеющих свои тактические (локальные) цели.

В свою очередь программы конкретизируются в реальные проекты с количественными измерениями и четким временным горизонтом.

Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.

Основные принципы стратегического развития города

Основными принципами будущего развития Екатеринбурга должны стать: активное саморазвитие и опора на собственные силы в высококонкурентной среде; партнерство при достижении стратегических целей; учет постиндустриальных тенденций развития; использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ; устойчивое развитие.

Эти основополагающие принципы развития Екатеринбурга находятся в русле требований Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по изучению населенных пунктов (HABITAT).

Основные методы разработки стратегии

Разработка стратегии проводилась использованием совокупности научных методов (цивилизационный подход, структурно-функциональный анализ, трендовый, прогнозирование, выявление и структурирование проблем, методы экспертной оценки, использование эффектов групповой работы, программно-целевой подход и другие), что позволило сделать ее достаточно научно обоснованной.

При разработке стратегии в качестве базовых представлений о городе используется модель «Город-корпорация», а также идеи межрегиональной и мировой интеграции, глобалистики.

Тематические группы при работе над составлением стратегического плана развития Екатеринбурга использовали набор системы показателей, предлагаемой международной организацией HABITAT.

Однако, учитывая, что в российских условиях отсутствует ряд количественных показателей, предлагаемых HABITAT, то приходилось пользоваться теми статистическими сведениями, которые официально публикуются Госкомстатом.

Стратегический план Екатеринбурга учитывает результаты научных исследований, проводимых специалистами в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения и опыт стратегического планирования, имеющийся у отечественных и зарубежных городов (в частности, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Лиона, Бирмингема).

Организационные условия осуществления стратегического плана

Организационная работа становится исходным и определяющим условием реализации стратегического плана развития Екатеринбурга. В связи с этим первоочередное значение имеют следующие моменты.

Во-первых. Стратегический план должен стать одним из главных нормативных документов развития Екатеринбурга. Вместе с тем, стратегический план развития города – это не догма. В процессе ее реализации может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражение в предложенных проектах. Администрация города должна быть готова к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей, планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь.

Во-вторых. Стратегия развития города может быть реализована, если в городе будет функционировать сильная муниципальная власть, понимающая значимость и необходимость стратегического плана и способная объединить усилия горожан в его реализации.

В-третьих. В реализации целей, задач и направлений развития должна быть задействована самая широкая общественность, все жители города.

В-четвертых. Органам местного самоуправления города необходимо обеспечить целенаправленное информирование населения.

Прежде всего, следует донести до горожан основное содержание документа, объяснить жителям, что позитивные изменения будут происходить неуклонно, постепенно. Нужно сделать так, чтобы жители видели позитивные результаты в каждый промежуток времени.

 

 

Источник: Стратегический план развития г.Екатеринбурга 

вход по карте клиента