Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону. Историческая справка

Ростов-на-Дону — порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.

Демьян Бедный и Валентин Катаев в поэтическом экспромте подметили одну очень яркую черту нашего города:

 

Верней нет вывода простого.

Как тут мозгами не верти:

Живее города Ростова

На нашем юге не найти!

 

Основан город в 1749 году на правом холмистом берегу Дона в 46 километрах от впадения его в Азовское море. Вначале на месте города была лишь таможня, а затем, в 1760 году, здесь для защиты южных русских границ начали строить крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского — Димитрия. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, — Ростов-на-Дону. Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов.

К своему 100-летию город насчитывал около 15 тысяч жителей, а к XX веку в нем проживалосвыше 110 тысяч человек. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX века в Ростове действовало уже более ста предприятий, в том числе такие крупные. как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительныи завод "Аксай", судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причем каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу.

После революции город Ростов развивался вместе со всей страной. К концу 30-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза.

В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление… В период своего временного хозяйничанья фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство. В развалины были превращены центральные районы города, взорваны н сожжены здания театров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть.

"Мы Ростов в свое время строили. Мы его защищали. Мы его возродим!" — торжественно обещали жители города. И сдержали слово. Благодаря героическому, самоотверженному труду людей столица Дона встала из руин и пепла еще более прекрасной.

Сегодняшний Ростов можно с полным основанием назвать кузницей кадров.

Крупнейший вуз города — ордена Трудового Красного Знамени Ростовский государственный университет. Он основан в 1915 году на базе эвакуированного из Варшавы русского университета. Позднее, из него выделились педагогический, финансово-экономический (ныне — народного хозяйства), медицинский институты.

Ростов-на-Дону — один из крупнейших городов Российской Федерации с населением свыше одного миллиона человек. Площадь города — 354 кв.км, расстояние до Москвы -1226 км. Это-политический, экономический, культурный центр южного региона России.

Расположенный на правом берегу реки Дон, в 65 км от его впадения в Азовское море, Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к берегам трех морей — Черному, Азовскому, Каспийскому, непосредственные контакты со всей европейской частью СНГ, Закавказьем, Ближним Востоком н Средиземноморьем. До 1917 года он по праву считался городом-купцом, будучи третьим в России по величине внешнеэкономического торгового товарооборота.

В городе действует международный аэропорт. Обеспечена воздушная связь со многими городами н населенными пунктами страны, а также многими странами мира — Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией, Англией, Болгарией, Испанией, Сирией, ОАЭ. Около 500 рейсов в год совершается по международным линиям. Пассажирооборот Ростовского аэропорта составляет 4,5 млрд. пассажирокилометров, по воздуху ежегодно перевозится 19,7 тысяч тонн грузов.

Тенденция стабилизации прослеживается в экономике города и в текущем году. Среди городов области Ростов достиг самого большого роста промышленного производства — 45,8% к соответствующему периоду прошлого года.

Оправдывает себя новый механизм экономического партнерства в сфере взаимоотношений города и предприятий федеральной собственности, на основе двусторонних соглашений. В реализации пилотный проект прямых договоров с группой предприятий, в которую входят: АО "Горизонт". Комбинат шампанских вин, АО "Ростовбумага", пивоваренный завод, швейная фабрика "Виктория", Молкомбинат и др.

Реализуется проект "Свободная экономическая зона — Ростов". В число акционеров "СТЗ "Ростов" вошли областная и городская администрации.

Городская Дума предоставила для технического перевооружения налоговые льготы АО "Донской табак", которое осталось едва ли не единственным российским предприятием отечественной табачной промышленности.

В трудный переходный период экономической реформы Ростову удалось удержишь на высоте планку и сфере социального развития. Достаточно пройтись по городу, чтобы заметить: столица Дона строится… Возводятся комфортабельные дона индивидуальной застройки, продолжают строить жилье предприятия различных форм собственности, растут объемы муниципального строительства. Это стало возможным благодаря тому, что в Ростове удалось сохранить дееспособный строительный комплекс, опытные коллективы, костяк высококвалифицированных кадров.

Как было отмечено на Всероссийском совещания строителей Ростов по темпам ввода жилья — на одном ив первых мест в России. В 1996 году муниципалитет разработан и утвердил "Основные направления жилищной политики в городе ". При недостатке средств администрация находит внутренние резервы для реализации программы. Муниципалитет работает с банками, населением, использует кредиты, векселя, займы, думает об ипотеке. В Ростове есть все предпосылки для успешного развития строительного комплекса.

Наш город принял активное участие в инвестиционном проекте "Общественный транспорт России", предложенном Международным банком реконструкции и развития. Ростов вошел в число 15 городов России, которые получивший инвестиционный кредит на реализацию программы по стабилизации работы городского общественного транспорта.

Муниципальный транспорт конкурирует с частным, который позволил во многом решить транспортные проблемы.

Сегодня Ростов-на-Дону по уровню медицинского обслуживания и медицинского обеспечения не уступает столичным городам Москве и Санкт-Петербургу.

За последние года структура городской системы образования претерпела немалые изменения. Созданы образовательные учреждения нового типа — ростовские учителя и педагоги стремятся к максимальному приближению образования к реалиям сегодняшней жизни.

Всего в Ростове-на-Дону 288 муниципальных образовательных учреждений.

В городе работают 12 лицеев, 4 гимназии, 13 частных образовательных учреждений нового типа, в числе которых 19 комплексов "детский сад-школа", 5 детских центров,10 специализированных дошкольных учреждений с изучением иностранного языка, 11 — с углубленным изучением изобразительного искусства, 8 — гуманитарно-экологических, 14- компенсирующего характера.

17 общеобразовательных школ обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов, в 5 действуют классы компенсирующего обучения, 58 имеют классы, профилированные на вузы.

У донской культуры не только славное прошлое, но и не менее яркое настоящее.

В городе представлены все виды искусств. В Ростове действует 372 предприятия, учреждения и организации культуры различных организационно-правовых форм.

В городе имеется 543 памятника архитектуры, 57 — археологии, 18 -монументального искусства федерального и местного значения. Единые фонды музейных коллекций составляют 208.0 тыс. единиц хранения.

В отрасли работает более двух тысяч специалистов и творческих работников. Среди них члены творческих союзов, педагоги, библиотекари. артисты-исполнители, музейные, парковые, клубные работники, мастера народных промыслов.

Доброй традицией в жизни города стали общегородские праздники. среди которых особенно значимы День Победы и День города.

В Ростов приезжают за опытом. Опытом управления. Интересуются сервисным центром обслуживания индивидуальных застройщиков, инвентаризационными картами городских земель, системой размещения муниципальных заказов на конкурсной основе, механизмом формирования фонда социальной поддержки населения, тактиков обустройства транспортных остановок, конструктивным характером взаимоотношений Администрации с Думой, Уставом города...

 

 

 

 

Социально-экономический паспорт города

 

  • Образован — 15 декабря 1749 г.; статус города — с 1797 г.
  • Административных районов – восемь (Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский)
  • Площадь территории – 348,5 кв. км.
  • Расстояние до Москвы – 1226 км.
  • Численность населения (на 01.01.2004) – 1062,1 тыс. чел. (в.т.ч. 617,1 тыс. – экономически активного).
  • Плотность населения – 3047 чел./кв.км.
  • Коэффициент естественной убыли населения – 6,6 чел./тыс. жителей
  • Коэффициент миграционного прироста – 0,8 чел./тыс. жителей
  • Средняя обеспеченность жильём на 1 жителя – 20,0 кв.м
  • Ввод в эксплуатацию жилья на 1 жителя (2003 г.) – 0,48 кв.м
  • Уровень зарегистрированной безработицы – 1,0 %.
  • Средняя начисленная заработная плата на 1 занятого (за 2003 г.) – 5619,1 руб.
  • Производство промышленной продукции на 1 жителя (2003 г.) – 44,9 тыс. руб.
  • Объём инвестиций в основной капитал на 1 жителя (2003 г.) – 14,6 тыс. руб.
  • Оборот розничной торговли по всем каналам реализации на 1 жителя (2003 г.) – 54,6 тыс. руб.
  • Плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием – 0,8 км / кв. км
  • Число стационарных телефонов на 100 семей — 58
  • Число студентов вузов на 10 тыс. жителей (2003 г.) – 955
  • Наличие на территории города финансово-кредитных учреждений – 24 местных банка и 23 филиала
  • Доходы бюджета города (2003 г.) – 4555,3 млн. руб. (в том числе 2637,5 млн. — налоговые поступления)

Население (социально-территориальная общность) и городская среда:

особенности, проблемы, интересы

Ростов-на-Дону – один из наиболее крупных мегалополисов современной России. Согласно переписи 2002 г. в нём проживает 1070,2 тыс. человек (24,2 % от всего населения Ростовской области). Численность населения имеет устойчивую, пролонгируемую на средне- и долгосрочную перспективу, тенденцию к сокращению (на 01.01.2004 она составляет 1062,1 тыс. чел., а к 2010 г. с учётом складывающихся демографических трендов — может быть оценена в диапазоне от 1010 – 1030 тыс.). Население города многонационально и поликонфессионально, в его структуре численно преобладают русские, чей удельный вес в населении постепенно сокращается. Доминантной демографической тенденцией является также общее “старение” населения при одновременном снижении его численности в трудоспособном возрасте, что уже в ближайшие два-три года приведёт к сокращению удельного веса экономически активного населения (на начало 2004 г. это 617,1 тыс. чел., или 58 % всего населения города).

Большая часть экономически активного населения (около 60 %) занята на предприятиях и организациях. Ещё 0,8 % зарегистрированы как незанятые трудовой деятельностью. Значительная часть социально-территориальной общности реализует свои экономические интересы в самозанятости, в теневой экономике, в различных формах неинституциализированного предпринимательства. В городе существует проблема общего превышения предложения рабочей силы над спросом (при дефиците рабочей силы на целом ряде локальных рынков), профессиональный уровень значительной части работающих не соответствует требованиям международных стандартов, сохраняется высокий уровень неэффективной занятости во многих сегментах городской экономики.

Условием воспроизводства социально-территориальной общности является развитый хозяйственный комплекс, чью основу составляют разнообразные отрасли промышленности (в его структуре доминирует машиностроение и пищевая промышленность) и сферы услуг (транспорт и связь, торговля, финансы и др.). С 1999 г. в экономике города налицо признаки восстановительного роста, однако последний неустойчив, особенно в промышленности (где в 2002 и 2003 г. наблюдался спад производства). На 01.04.2004 г. на территории города действуют 44956 учтённых в ЕГРПО хозяйствующих субъектов, в том числе 11991 малое предприятие. Подавляющая часть предприятий и организаций (73,5 %) работают с прибылью (по итогам 2003 г. это 11 млрд. руб.).

Экономический потенциал локализованных на территории города хозяйствующих субъектов проецируется на уровень доходов ростовчан. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в г. Ростове-на-Дону в 1,3 выше, чем в среднем по области, но при этом составляет лишь 62 % от соответствующего показателя по Москве (в последние три-четыре года наметилась тенденция “подтягивания” средней заработной платы в Ростове до “московского” уровня; если в 2000 г. разрыв в уровне заработной платы составлял 1,83, то к 2002 г. – 1,63). При сохранении высокой дифференциации доходов между отдельными слоями городского социума в последние годы несколько снизился удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (с 31,7% в 2001 г. до % 18,3 % в 2003). Крайне низким остаётся доход пенсионеров (средняя пенсия по отношению к прожиточному минимуму составляет лишь 91,7%), чьё финансовое положение уже сейчас существенно лимитирует потенциал потребительского рынка, в долгосрочной перспективе (учитывая тенденцию “старения” населения) – значимость данного фактора ещё в большей мере возрастёт.

Экономическая активность, а также сложившийся на территории города имущественный комплекс обеспечил (по итогам 2003 г.) поступление в городской бюджет 2637,653 млн. руб. налоговых доходов (82 % всех доходов города). Бюджет города, вместе с тем, является дефицитным (на 2004 г. на 168,3 млн. руб. или 3,6 % от его расходной части), что актуализирует проблему как стабильного роста налоговых доходов (за счёт развития экономики, более эффективного использования её налогового потенциала), так и перспективного селективного сокращения расходов по наиболее затратным бюджетным статьям (ЖКХ и др.).

Важным фактором обеспечения высокого качества городской среды является уровень бюджетных расходов на одного жителя. В связи с передачей на уровень субъектов федерации значительной доли расходных полномочий эти расходы (оценочно) сократятся с 9600 руб. в среднем на человека до 7900 руб. По важнейшим направлениям функциональной классификации расходов это показатель в новых условиях расходных обязательств должен составлять: жилищно-коммунальное хозяйство – 1600 руб.; образование – 1840 руб.; промышленность, энергетика строительство – 1540 руб.; здравоохранение и физическая культура – 1570 руб. (по городу в настоящее время этот показатель составляет 4800 руб., включая жилищно-коммунальное хозяйство – 1040 руб., образование — 1457 руб., промышленность, энергетика строительство – 335 руб., здравоохранение и физическая культура – 611 руб.). В целом это свидетельствует о недостаточном уровне бюджетной обеспеченности города, как в существующих территориальных координатах, так и в возможных (с 2006 г.) координатах городского округа, когда потребуются еще большие издержки на обеспечение необходимого уровня бюджетных услуг.

На фоне неадекватного потребностям бюджетного потенциала финансовой основой формирования и развития городской среды всё в большей мере выступают частные инвестиции. Существенно уступая по уровню инвестиционной активности Москве (в 2,1 раза), Ростов-на-Дону выступает эпицентром инвестиционной активности на региональном уровне (40 % всех инвестиций в основной капитал Ростовской области). Динамично развивается базовый фактор формирования городской среды (и индикатор уровня жизни ростовчан) — жилищное строительство (в 2003 г. впервые за всю историю города в нём построено 505,2 тыс. кв. м жилья, что в расчёте на одного жителя превышает аналогичный показатель по Москве). Всего за 10 лет в городе построено 4132,5 тыс. м.2. из них более 70% в комфортных, с улучшенной планировкой квартир в кирпичных зданиях. Темпы и объёмы жилищного строительства, вместе с тем, всё ещё неадекватны интересам модернизации городской среды, недостаточны для качественных изменений в уровне жизни ростовчан (при сохранении нынешних темпов жилищного строительства современный уровень обеспеченности жильём населения США может быть обеспечен лишь через 80 лет). Жилой фонд, 80 % которого находится в частной собственности, ветшает (около 8% его построено до 1930 г., официально признаны ветхими жилые дома общей площадью 823,1 тыс. м2, актуализирована и проблема модернизации застройки последующих годов, в том числе “хрущёвок”); ощущается существенный дефицит жилья для малоимущих (для предоставление жилья по муниципальным стандартам всем принятым на квартирный учет, а на 1.01 2003 года это 28904 тыс. семей, необходимо построить 1,4 млн. м.2, ориентировочной стоимостью 10,0 млрд. рублей).

Наращивание жилищного строительства и в целом территориальное развитие города существенно лимитировано состоянием городской инженерной инфраструктуры (её износ уже превышает уровень 60 %). 8% всего жилищного фонда не обеспечено водопроводом, а 16% — неканализовано. По очистным сооружениям Центрального водопровода, эксплуатируемого с 1929 г., активная часть основных фондов имеет износ более 100 %. Потери при выработке и транспортировке тепловой энергии составляют 470 Гкал/год, что, как и в системе водоснабжения, в два раза превышает нормативные. При этом, ощущается дефицит воды в северных и западных районах города, электроэнергии в городском центре. Сдерживающим развитие города фактором является и состояние дорожной сети. (при нормативе в 2,4 км./кв. км на городской территории сегодня в наличии имеется 0,9 км./кв.км дорог), отсутствие современных транспортных развязок, современных скоростных видов транспорта, резкая ограниченность пропускных возможностей городских магистралей при выросшем транспортном потоке (в соответствии с нормативной потребностью на финансирование городского дорожного хозяйства ежегодно необходимо выделение 1,99 млрд. рублей; в 2004 году из городского и областного бюджетов выделено 350 млн. рублей -17,5%). Крайне остра проблема парковки личного автотранспорта.

Деструктивное влияние на качество городской среды и здоровье ростовчан оказывает экологическая ситуация. Сохраняет актуальность проблема санации р. Темерник. Стабильно возрастает загрязнение городской среды от растущего парка автотранспортных средств. Не соответствует действующим нормативам (на одного жителя города должно приходится 25 кв. м зелёных насаждений, тогда как в Ростове – это лишь 3 м2) и в целом разрушается “зелёный пояс” города (из 3440 га лесов 226,7 га уже застроены под различные объекты и процесс этот продолжается). На поддержание в приемлемом состоянии только парков города необходимо ежегодное финансирование в объёме 28 млн. руб. (реально выделяется лишь 4 млн руб.).

Интересы развития социально-территориальной общности предопределяют необходимость дальнейшей, прежде всего качественной, модернизации городской среды, формирования благоприятных инфраструктурных, институциональных, пространственно-градостроительных и экологических условий для населения и бизнеса.

 

Ресурсные предпосылки и конкурентные преимущества развития города

Стратегия социально-экономического развития города должна быть ориентирована на преимущественную реализацию его базовых конкурентных преимуществ, при одновременном разрешении возникающих проблемных ситуаций и предотвращении, либо нейтрализации действия потенциальных угроз.

Главное конкурентное преимущество г. Ростова-на-Дону определяется его благоприятным экономико-географическим положением, значение которого для развития социально-территориальной общности особенно возросло в условиях глобализации, в контексте нового геополитического и геоэкономического позиционирования России.

Ключевыми сильными сторонами города являются:

  • транспортный инфраструктурный потенциал
  • высокий потребительский потенциал
  • стоимость и надежность энергообеспечения
  • высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры
  • стабильное социально-политическое положение
  • благоприятные климатические условия.

Ростов-на-Дону является крупным транспортным узлом, центром стратегически важных железнодорожных коммуникаций, крупнейшим на Юге речным портом, имеющим международный статус и связанным внутренними водными путями с Поволжьем, Центром, Северо-западом страны и Причерноморьем. Город связан федеральными автомагистралями со всеми основными регионами Юга, Кавказа, Поволжья и Центра, обладает несколькими аэродромами. Через ростовскую таможню проходит значительный поток внешнеторговых грузов, общая стоимость которых в 2003 г. составила 927,2 млн. долл. (6 % экспорта и 16 % импорта Юга России). Сочетая близость к государственной границе России, положение в центре массива основных экспортоориентированных аграрно-промышленных регионов Юга, с удаленностью от очагов конфликтов на Северном Кавказе и в Закавказье, Ростов-на-Дону потенциально благоприятен для дальнейшего наращивания коммерческой, в том числе и внешнеторговой деятельности, развития соответствующей торгово-промышленной инфраструктуры.

Развитию города благоприятствует и его статус межрегионального центра, крупнейшего мегалополиса (наряду с Волгоградом) на Юге России. Тенденцией ряда последних лет стало активное продвижение столичного и зарубежного капитала в регионы, в первую очередь в крупные города межрегионального значения (размещение торговых сетей и дилерских структур, филиалов кредитных учреждений, приобретение и модернизация промышленных предприятий и др.), и данная тенденция может быть в полной мере использована в социально-экономическом развитии города, модернизации городской среды.

В сопоставлении с прочими региональными центрами Юга России г. Ростов-на-Дону:

  • безусловно доминирует по показателям научного и образовательного потенциалов;
  • относительно доминирует (формально, в сопоставлении с другими городами является лидером, однако фактически как административный центр осуществляет “контроль” над меньшими товарными, финансовыми и иными потоками, менее ёмким потребительским рынком и т.д.) по показателю демографического и общеэкономического (учитываемого по ВРП) потенциалов, кредитному потенциалу, инвестиционному потенциалу и торговому потенциалу;
  • занимает вторую позицию по промышленному потенциалу (объём промышленного производства в Ростовской и Волгоградской областях практически идентичен, при том, что последняя характеризуется большей концентрацией промышленности в областном центре), сельскохозяйственному потенциалу.

Конкурентным преимуществом города является и его административный статус, функциональная миссия центра одного наиболее крупных и экономически развитых субъектов РФ, а также “столицы” ЮФО. Позиционирование в качестве областного центра обусловливает дополнительную концентрацию в г. Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности. Аналогичного рода позитивные эффекты возникают и в связи с локализацией в городе учреждений Южного федерального округа, других структур южно-российского масштаба (штаб СКВО, управление СКЖД и др.).

Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, выступает и его позиционирование в качестве “ядра” Ростовской агломерации (с демографическим потенциалом до 2 млн. чел.), формирующей крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, концентрирующей значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона. Наличие агломерированной формы расселения обеспечивает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону производственной и социальной инфраструктуры, создаёт условия для использования дополнительных трудовых, территориально-локализационных и иных ресурсов в интересах города.

Значительны и “внутренние” ресурсы городского социально-экономического роста. За 250-летнюю историю, благодаря традициям купеческого и промышленно-коммерческого прошлого, менталитета и этническо-конфессиональной толерантности населения, способного к активной интеллектуальной деятельности в сложных условиях, в г. Ростове-на-Дону сложилась особая производственно-коммерческая инфраструктура, и в целом институциональная среда, благоприятно сказывающаяся на развитии рыночных отношений, предпринимательской активности.

В хозяйственном отношении Ростов — полифункционален, что делает городскую экономику более устойчивой, способной динамичнее и эффективнее реагировать на внешние и внутренние импульсы. На обозримую перспективу при условии адекватного наращивания инженерной инфраструктуры в городе практически отсутствует проблема дальнейшего территориального развития. Селитебные и промышленные зоны города рассредоточены на значительной территории. Даже в общегородском центре современная плотность нетто жилой застройки в среднем не превышает 6,6 тыс. кв. м/га, а плотность 1-2 этажной застройки — 3 тыс. м2/га. Кроме того, в пределах городской черты и в пригородной зоне имеются территории для размещения новых селитебных территорий — Ливенцовка (на 250-300 тыс. жителей), р-н "Декоративные культуры" и др. В сопоставлении с другими городами Юга России Ростов-на-Дону существенно выигрывает по таким составляющим инвестиционного потенциала, как уровень образования населения (в вузах города обучается 60 % всех студентов области), результативность научно-технической деятельности и другим параметрам, характеризующим качество трудовых ресурсов, хозяйственного климата, городской среды.

На территории города в последние годы активно формируется социальная и бизнес-инфраструктура, складываются и в целом устойчиво функционируют базовые рынки (недвижимости, потребительских товаров, услуг, капитала и др.).

 

© 2000 — 2008 ИВЦ Администрации Ростова-на-Дону

Источник: Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону.

вход по карте клиента